Цветной эстамп. Выставка графики белорусских художников


Именно так называется выставка из собрания Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Эстампом называют произведение графики, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Каждый гравёр имеет свои «секреты», маленькие усовершенствования или новые приёмы, позволяющие разнообразить каждую технику графики. Произведение в цветной графике может выполняться с использованием чисто графических методов и в смешанной технике с применением приёмов живописи. Графика объединяет такие виды гравюрных техник, как офорт, монотипия, ксилография, гравюра на линолеуме, а также включает литографию и рисунок. Цветная гравюра открывает широкое поле деятельности для художника-экспериментатора. Её возможности практически безграничны, начиная от способа печати и заканчивая применением новых видов обработки печатной формы. Белорусская цветная графика имеет богатые традиции. Её эволюция тесно связана с историей рукописной и печатной книги. В 1953 году была создана кафедра графики на художественном факультете Белорусского театрально-художественного института. Её возглавил заслуженный деятель искусств Беларуси Павел Любомудров.

Первый выпуск художников-графиков состоялся в 1959 году. За время своего существования кафедра подготовила более 300 художников станковой и книжной графики. В работах белорусских графиков прослеживается стремление философски осмыслить и обобщить факты реальности, при этом виден повышенный интерес к графическому материалу и к техническим приёмам, умение активно использовать средства пластического языка в раскрытии образа. В экспозиции выставки «Цветной эстамп» представлены авторские цветные офорты таких известных белорусских графиков, как Владимир Вишневский, Юрий Яковенко, Александра Последович, Василий Баранов, а также цветные литографии Михаила Басалыги, Арлена Кашкуревича, Татьяны Радзивилко, Константина Селиханова. Их графические листы приоткрывают тайны многих технических приёмов в создании цветного эстампа — весьма трудоёмкого процесса, который часто художник доверяет гравёру, отдавая свой эскиз мастерам, которые переносят авторское изображение на доску, а затем печатают. Особое место в экспозиции занимают работы, выполненные в технике монотипии. Развитие монотипии в Беларуси связано с такими именами как Н. Тарасиков, О. Марикс, Р. Кудревич, Н. Селещук, В. Савич и др. Ведущая роль в развитии этой графической техники принадлежит витебскому художнику-педагогу Леониду Антимонову. Листы Антимонова вмещают в себя все градации возможностей этой техники – свежесть рисунка, живописность, нюансы тональных оттенков, приём оттиска фрагментов из природной среды (листьев). Изучив теоретические работы зарубежных мастеров, а также использовав личный практический опыт, Антимонов обозначил основные виды и методы работы в технике монотипии, ввёл в обиход новые термины, условные обозначения и приёмы работы в различных графических техниках. Им опубликован ряд статей и методических разработок, касающихся проблем монотипии. История развития монотипии сегодня известна благодаря его исследованиям.

По характеру изображения и способу печати монотипия близка к графическим техникам, по возможности получения оттенков цвета и колористическому богатству она не уступает живописи, а в получении фактур может превзойти графику и живопись. Сегодня во многих странах мира монотипия принята как самостоятельная графическая техника. Помимо станкового назначения, монотипия используется художниками в сценографии, кино и мультипликации, а также книжной графике. Книжная графика — это и оформление, и иллюстрирование книги. К оформлению относят декорирование, прорисовку шрифтовых элементов. Иллюстрирование решает задачи образного раскрытия литературного текста при помощи рисунков (иллюстраций). В хорошей книге непросто проследить, где заканчивается иллюстрирование и начинается оформление. Творческий процесс в искусстве книжной графики сложен. Художник должен уловить дух литературного произведения, его стиль и отразить в своём творчестве, раскрыть средствами изобразительного искусства идейно-художественное содержание произведения, сохранить единство образного и декоративного строя книги с духом произведения, стилем писателя и дать в своём индивидуальном изобразительном решении современную оценку литературному произведению. В творчестве большинства белорусских графиков, наряду со станковой, доминирует книжная графика. В нашей экспозиции она представлена работами Н. Счастной и Н. Поплавской. Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах.

Сегодняшние печатные технологии позволяют добиваться огромных тиражей при неизменном качестве. Но традиционно наивысшую ценность имеют оттиски, напечатанные первыми в тираже. Ценность тиража зависит от порядкового номера оттиска и, как правило, наивысшую стоимость имеют первые 10 оттисков. Чтобы не обесценивать графику, допускаются тиражи не более 300 экземпляров, а для отдельных видов график, не более 100, после чего офортная доска, литографский камень, линолеум и др. должны быть уничтожены для невозможности последующих оттисков. Подытоживая все вышесказанное, хочется отметить, что разнообразие существующих графических техник открывает широкий горизонт для творчества. Данная выставка позволяет познакомиться с многообразием графических техник через работы современных белорусских авторов разных поколений.

Выставка начнет работу 25 марта. Завершится 30 сентября. Мы рады видеть Вас ежедневно с 10.00 до 17.00. Выходной день: понедельник. Наш адрес: ул. Стрелецкая 4а-4, Справки по телефону: (214)424135, 423632

268